+7 8482 68 68 01

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

По экспертным прогнозам, в 2025 году спад в транспортной отрасли продолжит набирать обороты. В новых реалиях стратегии 2023–2024 годов больше не работают. На плаву останутся те компании, которые смогут подстроиться под новые реалии. Необходимо полностью трансформировать саму систему работы. «АЛВЕ ТрансКарго» предпочитает действовать на опережение. 2025 год приблизил нас к финальному этапу запуска новых механизмов работы. Модернизация подхода позволит не просто пройти застойный этап с наименьшими потерями, но и преумножить имеющиеся результаты. Основным фокусом стратегии развития стали мультимодальные перевозки, собственная программа обучения для расширения штата сотрудников и цифровизация внутренних процессов.

Основные тренды рынка грузоперевозок

Существует модель, которая представляет кризис в виде спирали: всегда есть рост и падение. Этого не избежать. Сейчас сам рынок диктует определенное падение. Основная задача перевозчиков: готовиться к моменту, когда отрасль выйдет наверх, чтобы компания уже имела компетентный персонал с необходимым набором знаний. По экспертным оценкам, позитивные сдвиги в сфере логистики могут произойти к третьему кварталу 2025 года.

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

Мультимодальные перевозки

Мультимодальные перевозки (несколькими видами транспорта) – это одна из перспективных ниш, которая может стрельнуть в 2025 году. Они используются, когда невозможно доставить груз только одним способом, либо когда комбинация разного транспорта позволяет составить более выгодный маршрут.
Основная сложность заключается в многоступенчатом подходе. Сначала груз забирается на автомобильном транспорте, затем сдаётся в порт, где его перегружают на судно. После в игру вступает железнодорожный состав или авиа. До финальной точки груз снова нужно распределить между единицами автотранспорта. Чтобы осуществить весь этот маршрут, прорабатывается ряд заинтересованных контрагентов. Сама заинтересованность рождается за счёт тщательно просчитанной системы логических цепочек, которые приводят к высокой маржинальности.

Утолить кадровый голод

На рынке сейчас наблюдается серьёзная просадка логистов, продажников и водителей. Мы поняли, что если кадры не получается найти, то их нужно создать, и сформировали концепцию по развитию школы логистов. Любой человек без опыта сможет поступить к нам на обучение, получить необходимую базу знаний в сфере логистики, базовый опыт и возможность пополнить штат наших профессионалов. Таким образом, это полноценный шанс начать свою карьеру полностью с нуля в крайне востребованной области.

 

Существует множество профильных учреждений, которые готовят специалистов на должность логиста. Основная проблема таких выпускников заключается в крайне «сыром» профессиональном опыте и в сложности куда-то без него устроиться. Зато у них имеется представление, что такое транспорт, какие виды загрузок бывают и как вообще нужно подступиться к такому непростому труду.

В «Школе логиста» самые опытные эксперты «АЛВЕ ТрансКарго» будут  брать новеньких под своё крыло и помогать с адаптацией на рабочем месте. В результате обучения мы получаем полноценного сотрудника, который понимает, как работает бизнес и, что не менее важно, как он работает именно в нашей компании. В «АЛВЕ ТрансКарго» имеются внутренние прописные регламенты, которых необходимо строго придерживаться, чтобы большая экосистема не давала сбоев.

Соотнести возможности

На повестке также стоит вопрос по поводу партнёров и клиентов, с которыми уже имеются рабочие связи. У «АЛВЕ ТрансКарго» есть обширный портфель заключенных договоров, с кем работа ведётся уже длительное время. Но ситуация такая, что отрасль логистики грузоотправителей пытается оптимизировать свои транспортные затраты. В 2022–2023 годах прибыль позволяла заниматься наймом стороннего транспорта для выполнения работы. Сейчас ставки снижаются. Приходится искать ключевых игроков, которые бы отвечали на актуальные запросы невысокой цены и своевременной оплаты. Данной задачей занимается наш отдел продаж. 

Цифровизация

В этом году «АЛВЕ ТрансКарго» должно полностью перейти на систему CRM. Это единая база, в которой будет систематизироваться полная информация по контрагентам, сбору аналитики, взаимодействию с грузами и т.д. Например, поиск направления, по которому данный контрагент часто ездит. Или направления, которые интересны компании, чтобы затем можно было выстроить географию передвижения собственного парка по всей России.

CRM позволяет проводить полноценную аналитику, связанную с оценкой эффективности работы службы продаж и релевантности. В нашем случае она будет настроена на измерение эффективности логистов собственного и привлечённого транспорта. Цифровизация перевозок стала отличным фундаментом для разработки собственного логистического приложения и возможности выхода с ним на внешний рынок.

Мы прекрасно понимаем, что многие частники не сидят за компьютерами, а находятся всё время за рулём. Их основной источник информации — телефон. Поэтому на ближайшие годы запланирована реализация нашего собственного мобильного  приложения. В нем будет моментальный доступ ко всей документации, перевозчики-партнеры смогут просматривать заявки, а заказчики — передвижение собственного груза в режиме онлайн.

Как укрепить свои позиции в кризис

Изменения начинаются с персонала

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

Основная ставка должна делаться на персонал и на трансформацию мышления сотрудников. Рынок диктует правила, под которые необходимо подстраиваться. А персонал – это те люди, которые генерируют показатели и выручку компании. От эффективности выстраивания отношений зависит и финансовый прогресс компании. Если нововведения отвергаются персоналом, то они попросту бесполезны и прогресса не последует. Для нас крайне важно выстроить систему, когда прежний опыт сотрудников не встает на пути прогресса. Наша корпоративная культура позволяет выстроить открытый диалог, где люди чувствуют свою сопричастность с происходящими событиями и готовы менять подход к работе вместе с компанией.

Проверка безопасности

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

Из-за нестабильной ситуации на рынке компании постоянно закрываются и открываются. Подобная тенденция порождает всевозможные мошеннические схемы. Необходимо аккуратно анализировать надежность своих контрагентов, особенно на платёжеспособность и исполнение обязательств. Компании часто недооценивают важность наличия службы безопасности в штате или на аутсорсе, из-за чего терпят финансовые убытки, срыв сроков поставок и потерю репутации.

Диверсификация

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

Не забывать про диверсификацию бизнеса, даже если за плечами нет в этом опыта. Проанализировав нишу, можно найти области, где отсутствует агрессивная конкуренция. К примеру, заняться упомянутыми выше мультимодальными перевозками, или обратить внимание на смежную отрасль рынка. Компании, которые хотят остаться на плаву, должны не бояться браться за что-то новое. Кризис — это время поиска. На нем зарабатывают те, кто первыми нашли как именно это сделать путем проб и ошибок.

Адаптация к изменениям

Выход из кризиса — это всегда масштабные изменения как для компании, так и для персонала. Кадры играют ключевую роль в экосистеме любого бизнеса. На рынке всегда ценятся люди с опытом и наработанными навыками. В то же самое время, это люди со сложившимися привычками и устоявшимся подходом к работе. Любое нововведение в коллективе, где долгое время существовала определённая система, вынуждает подчинённых выходить из зоны комфорта. Успех нововведений будет сильно зависеть от того, насколько сотрудник готов из неё выйти, адаптироваться к неизвестной ситуации и действовать по-новому. Помощь в этом целиком лежит на плечах работодателя. Важно не просто сказать: «Делай это вот так», а объяснить, для чего мы это будем делать по-новому. Успех модернизации будет зависеть от того, насколько сотрудник понял итоговую цель.

Адаптацией персонала нужно заниматься как можно быстрее. Некоторые компании затягивают данный процесс, теряя время. А оно является ценнейшим ресурсом, которым нужно распоряжаться эффективно и, что немаловажно, экономно. Сотрудники могут оказаться полностью не готовы к происходящим переменам, и тогда стоит рассматривать вариант с обновлением кадров. Люди с ультраконсервативными взглядами реагируют на изменения в работе негативно: «Раньше было так, это работало много лет, значит, так правильно».

У «АЛВЕ ТрансКарго» тоже имелся непродолжительный период, когда нововведения тяжело воспринимались сотрудниками. Мы ввели летучки и совещания на одном уровне с руководящим составом, где в ходе диалога доносили до сотрудников, что компания делает и чего стремится по итогу достичь. На текущий момент процесс завершен больше, чем наполовину. Люди понимают, что смена работы – не лучший выход. В других компаниях нет «золотых гор». Каждый логистический бизнес находится в одинаково непростых условиях, и уход из компании – это тоже выход из зоны комфорта. Люди начинают понимать, что выгоднее и логичнее принять новые правила игры, если вы правильно и адекватно донесли информацию.

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

Школа логистов

Первоочередная задача школы логистов — подготовка новых кадров для их дальнейшей интеграции в компанию. Мы берем человека без опыта, даем ему знания, навыки и те принципы работы, которые приняты в «АЛВЕ ТрансКарго».

Почему стоит брать людей без опыта

Проблема логистов с большим опытом в других компаниях заключается в сформировавшейся схеме работы, которую бывает тяжело перестроить. Для удачной адаптации используются информационные видеоролики, текстовые документы, вебинары и наставничество. Благодаря систематическому подходу человек сможет за короткий промежуток времени получить основной пласт информации. Обучение проводят наши главные эксперты «АЛВЕ ТрансКарго». Именно на их плечи возложена задача по наставничеству новичков и для передачи ценного опыта. Через наставника новый сотрудник постигает не только профессиональные навыки, но и ценности АЛВЕ. Хотя главным мотиватором в любой работе остается зарплата, на эффективность работы человека также влияет обстановка в компании, сложившийся климат в команде, принципы в работе и понимание общей цели.

Условия обучения

Обучение будет происходить в двух вариантах.

 

Первый подходит для людей, которые заинтересованы в работе у нас, но не имеют достаточного опыта. Договор будет подписан на бесплатное обучение с условием отработки в компании минимум полгода. При условии, если человек по каким-либо причинам не отрабатывает оговоренный минимальный срок, то при расторжении договора с него будет удержана оговоренная сумма.

 

Второй вариант подходит людям, которые не планируют устраиваться в «АЛВЕ ТрансКарго», но заинтересованы в самом обучении. Кто-то уже работает в сфере логистики, но ощущает нехватку знаний и хотел бы повысить свою компетентность. Кто-то хочет попробовать себя в новой профессиональной сфере, чтобы понять, насколько работа ему подходит. В контексте общего дефицита логистов на рынке, это отличный шанс войти в профессию с нуля и получить хорошо оплачиваемую востребованную работу без опыта. 

Чтобы стать частью нашей команды:

1. Оставьте заявку на заинтересовавшую вакансию или свяжитесь с нами по телефону +7 927 893 48 01

2. Пройдите собеседование, расскажите о себе, узнайте все детали работы.

3. Присоединяйтесь к нам и покоряйте новые горизонты вместе с «АЛВЕ ТрансКарго»!

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

Стоит ли сейчас открывать филиалы

В 2025 году «АЛВЕ ТрансКарго» планирует открытие 6 филиалов. Хотя рынок логистики сейчас достаточно «тяжелый» для роста, назревает необходимость масштабироваться. Если раньше удавалось формировать выручку меньшими объёмами и услугами, то сейчас, чтобы сохранить имеющиеся показатели, необходимо выполнять куда большее количество заказов. Чтобы расширить охват клиентов, нужна не просто хорошая реклама, нужно понимание специфики региональных перевозок.

Россия – очень большая страна. Каждый регион имеет свои особенности и разные потребности в транспортировке грузов. Разница в часовых поясах тоже влияет на бизнес-взаимоотношения. Открытие новых точек в регионах позволяет наладить партнерство непосредственно с местными производствами, проанализировать спрос на перевозки изнутри и  грамотно выстроить маршрут с максимальной маржинальностью.

Что нужно учесть

Аналитика. Все начинается с неё. На сегодняшний день мы провели анализ 16 крупных городов России с развитым собственным производством. Например, размещение филиалов «АЛВЕ ТрансКарго» в регионах с развитой промышленностью позволит гарантировать загрузку машины с рентабельным тарифом по прямому договору без посредников. В разных регионах имеются свои профильные промышленные предприятия. Соответственно, там имеется развитая сфера логистики для транспортировки сырья и готового продукта. Нужно учитывать этот факт при выборе региона, так как имеются территории, сосредоточенные только на одном потреблении. 

▶  IT-обеспечение. К этому моменту необходимо завершить работы по оцифровке всех внутренних процессов и автоматизации обмена данными между филиалами. 
▶  Персонал. Также разрабатывается программа  привлечения персонала, прикрепленного к конкретному региону. Упор в поиске кадров будет делаться на жителей выбранных регионов и создания в них новых рабочих мест. Например, нам важно, чтобы человек, приходящий на должность руководителя, знал рынок изнутри, понимал что точно будет работать, а что нет, и мог направить стратегию развития филиала в нужное русло. Правильно назначенные сотрудники будут эффективно расширять наш портфель клиентов и партнеров. Поэтому каждая такая деловая единица по итогу превращается в наши показатели.

Узнаваемость. Помимо этого, совместно с отделом маркетинга разрабатывается внешний вид офисов в нашем корпоративном стиле, чтобы повысить узнаваемость бренда. Когда вопрос доходит до соглашения о сотрудничестве, то важно иметь «лицо», которое обладает достаточным кредитом доверия. Соответственно, чем выше наша репутация и узнаваемость в регионах, тем больше расширяется клиентская база. «АЛВЕ ТрансКарго» – это своевременность, качество и надёжность. И эти принципы компании необходимо отображать не только в работе, но и в декоративной составляющей.

▶  Потребности региона.  Офисы открываются в том случае, когда компания способна обеспечить их работу. У каждого региона будут свои потребности. Если брать Санкт-Петербург, то офис в таком большом регионе будет состоять не из трёх человек, а тридцати-сорока. А в условной Казани может хватить и десяти человек. Есть такая усредненная формула, что хороший логист в месяц должен закрыть 100 заявок. Поэтому, в зависимости от потенциального количества заявок, определяется и необходимое число работников.
▶  Окупаемость.  Транспортный бизнес в целом сопряжен с высокими рисками. Вероятность крупно потерять всегда имеется, но также имеется и возможность преумножить вложенные средства в 2 или даже 10 раз. Мы рассчитываем выйти на самоокупаемость филиалов от 1 до 3 лет.

Масштабирование на внешний рынок

2024 год показал, что внешние политические и экономические факторы сильно влияют на развитие отрасли. Если до недавних дней перевозчики работали на территории Евросоюза и Азии, то сейчас рынок изменился. Из доступных маршрутов остались ближайшие страны-соседи: Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Турция и Китай.

 

Выход «АЛВЕ ТрансКарго» на зарубежный рынок запланирован на 2026 год. Сейчас мы больше сконцентрированы на  масштабировании внутри страны. Свое стратегическое развитие наша компания видит в Китае. С учетом высокого темпа роста производств и экономических показателей, товарооборот между странами продолжает  увеличиваться. Необходимость в перевозке систематически возрастает. Начинают строиться новые логистические схемы, в том числе широко используются мультимодальные перевозки. 

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

Вопросы и ответы

Какие основные тренды логистики в России в 2025 году?

В 2025 году ключевые тренды логистического рынка включают мультимодальные перевозки, цифровизацию, оптимизацию затрат и комплексный подход к решению проблемы кадрового голода. 

Мультимодальные перевозки — это транспортировка груза с использованием нескольких видов транспорта (авто, железнодорожного, авиа и морского). Они позволяют сократить расходы, ускорить доставку и увеличить эффективность логистических цепочек.

В логистике наблюдается нехватка логистов, водителей и специалистов по продажам. Компании решают эту проблему через хантинг сотрудников из других организаций, создание систем лояльности и обучения.

Это обучающая программа «АЛВЕ ТрансКарго», где новички без опыта получают обучение, стажировку и возможность дальнейшего трудоустройства. Это помогает решать проблему нехватки кадров и готовить специалистов с нужными навыками.

Цифровизация позволяет автоматизировать управление перевозками, собирать аналитику, оптимизировать маршруты и контролировать движение грузов в режиме онлайн через мобильные приложения и CRM-системы.

Компании пересматривают логистические маршруты, выстраивают новую стратегию развития, осваивают мультимодальные перевозки, усиливают контроль за контрагентами и диверсифицируют бизнес, выходя в новые ниши.

Несмотря на сложности в отрасли, открытие новых филиалов позволяет расширить клиентскую базу и увеличить объем перевозок. Важно учитывать региональные особенности, спрос на логистические услуги и наличие в городе собственных производств.

Наиболее перспективны регионы с развитым производством и экспортными возможностями, такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и Новосибирск.

В условиях изменившейся геополитики российские перевозчики ориентируются на страны СНГ, Турцию и Китай, разрабатывая новые маршруты и мультимодальные схемы транспортировки.

По прогнозам, позитивные изменения в логистике наметятся к третьему кварталу 2025 года. Компании, подготовившиеся к росту, смогут занять ведущие позиции на рынке.

Будущее логистики в России: прогноз на 2025 год

Камиль Шагеев, директор "АЛВЕ ТрансКарго"

Делится экспертным мнением о развитии транспортных услуг в России

Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?

Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме

АЛВЕ